«Многие читали в детстве „Маленького принца“ Антуана де Сент-Экзюпери и помнят завет главного героя: „Есть такое твердое правило… Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету… Это очень скучная работа, но совсем нетрудная».
В конце года надлежит подвести итоги пятилетнего национального проекта «Экология»
Однако, к сожалению, уже сейчас приходится констатировать, что заявленные цели достигнуты не будут. Впрочем, изначально было ясно, что амбициозная задача по сортировке и переработке 100% ТКО невыполнима. Но идти по этому пути всё равно необходимо.
Основы обращения с отходами производства и потребления определены в 89-ФЗ от 24.06.98г. Как обычно, в процессе исполнения законов оказывается, что что-то было не учтено, а что-то недоработано и требуется внести ряд поправок. Закон с самыми последними изменениями, вступившими в силу с 01.09.2014, можно найти в интернете.
А теперь посмотрим, каково реальное состояние дел в «мусорной» отрасли. Итак.
Прежде всего следует отметить, что не стандартизирован принцип установления тарифов на вывоз ТКО. Каждый регион устанавливает свои правила: где-то тарифы рассчитываются в зависимости от количества проживающих, а где-то – от занимаемой площади.
Практически везде, где проводилась проверка работы регоператоров государственными фискальными органами, выявлялись нарушения различной степени серьёзности. Например:
В Самарской области ФАС раскрыла сговор регоператора и перевозчиков на 31 млрд рублей. Кроме того, возникла путаница с рассылкой квитанций: кому-то они долго не приходили, другим пришло сразу две, но с разными лицевыми счетами, третьим в квартиры прописали лишних людей, а четвертые получили бумаги за своих умерших родственников. В результате всех перипетий на текущий момент с 1 сентября был заменён региональный оператор.
По итогам проведённых ФАС внеплановых проверок в Дальневосточном федеральном округе с 1 октября тарифы на обращение с ТКО оказались значительно снижены сразу в трёх регионах: в Чукотском автономном округе – на 25%, в Камчатском крае – на 29%, в Амурской области – на 5%. Отмечено также, что у многих регоператоров отсутствуют показатели эффективности работы, отчего порой трудно понять, чем они объясняют свои высокие расценки на вывоз мусора.
В Белгородской области в прошлом году сотрудники ФСБ задержали группу местных чиновников, связанных со сферой ЖКХ. Обвинение в получении взяток также было предъявлено работникам ООО «Центр экологической безопасности» (ЦЭБ).
В сентябре в Хабаровском крае ФАС был раскрыт картельный сговор на сумму более 1,6 млрд рублей. Было установлено, что регоператор заранее предоставлял «прикормленным» компаниям информацию о будущих тендерах и составлял им негласную протекцию.
Похожий случай произошёл и в Кургане. Суд признал незаконным соглашение между местным ООО «Чистый город» и транспортировщиком ТКО ООО «Компания «Экосистема». Общая сумма заключённых между компаниями договоров составила около 7,7 млрд рублей.
Нац.проект предполагал строительство почти тысячи предприятий по сортировке и переработке только ТКО (без учёта промышленных отходов). Такие планы основывались на ничем не подкреплённых надеждах, что бизнес будет заинтересован вкладываться в якобы рентабельную отрасль. Но бизнес на слова не клюнул и строить сортировочные и перерабатывающие предприятия не торопится. А посему фактически построено всего 250 объектов. Из них 34 предназначены для сортировки, 65 – для переработки, а остальные представляют собой склады, станции перегрузки или новые полигоны.
По состоянию на текущий момент в план по сортировке укладываются только 10 регионов. Даже в лидере – Москве – не во всех районах есть контейнеры для раздельного сбора, а аутсайдером является Сибирский федеральный округ, где на переработку поступает всего 2% отходов.
Из запланированных 5 экологичных мусоросжигающих заводов, работающих по самым современным технологиям, построено… нисколько. (по данным из открытых источников)
Увы, но великой фразе Черномырдина «хотели, как лучше, а получилось, как всегда», явно суждена вечная жизнь.